18.09.2012

Глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения выступил против концепции Минкульта о госфинансировании кинематографа

Государство намерено контролировать кинематограф. Об этом на совещании Совета по кино при премьере Дмитрии Медведеве, которое проходит в резиденции «Горки-9», заявил министр культуры РФ Владимир Мединский.
Он выступил с сенсационным предложением относительно дальнейшего госфинансирования кинематографа. Согласно концепции, разработанной Минкультом, государство должно определить «тематику и тональность» тех фильмов, которые снимаются на федеральные деньги.
Предлагается также, что министерство само выступит в качестве заказчика сценариев и права на эти сценарии будут принадлежать ему. 
Один из ведущих российских продюсеров, глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов в своем выступлении на Совете по кино при Дмитрии Медведеве высказал большие сомнения в целесообразности превращения Минкульта в главного, по сути, продюсера киноотрасли.
— В бизнес-смысле продюсер — это человек, который создает права, — сказал Сергей Сельянов. — Если прав у меня нет, а проект передается мне как исполнителю, это, наверное, возможно в исключительных случаях, но как принцип мне это не интересно.
Кроме того, Сельянов заметил, что на девелопмент проекта, то есть доведения сценария до кондиции, когда фильм можно запускать в производство, уходит до 80% времени и усилий студий. Причем очень часто сценарий в итоге все равно выбрасывается в корзину.
— Я не понимаю, какими силами можно создать в недрах Минкульта сорок полноценных сценариев в год, — сказал Сельянов. — Два — возможно. Вот два проекта в год и должны осуществляться как госзаказ.
Большие сомнения Сельянова вызывает и предложение Мединского принять закон, согласно которому фильм с господдержкой должен сниматься исключительно на территории России.
— Сейчас, по закону, 50% съемок должны проходить в России — и этого вполне достаточно. Нам как раз необходимо интегрироваться в мировой кинопроцесс, в том числе, и путем копродукции, — считает Сельянов.
В целом же, с его точки зрения, разговоры о плачевном состоянии российского кинематографа грешат сильным преувеличением.
— Американцы снимают 650 фильмов в год, из них 230 лучших попадают к нам. Одна минута американского блокбастера стоит столько же, сколько российский фильм целиком. А бюджет их крупнобюджетного проекта равен всему объему государственной поддержки кинематографа в России. И мы отобрали у них целых 16% от нашего проката. Это же здорово! — подытожил Сельянов.
Владимир Мединский в своем выступлении заметил, что 16% — это мало. И что, если к концу года он не достигнет 18%, необходимо будет принимать меры, возможно даже, ввести квотирование сеансов в пользу российских фильмов.
Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков сообщил, что доля российских «мейджоров» (то есть, компаний, получающих приоритетное госфинансирование) в нашем прокате сейчас 10%. Ее необходимо увеличить до 13%. Иными словами, при благоприятном развитии ситуации, общая доля российского кино в нашем бокс-офисе должна составить 18%, из которых 13% сборов будет принадлежать фильмам студий-лидеров» (их число в этом году увеличилось до 10). 
Одним из способов достижения этой цели Толстиков предложил дотирование билетов на отечественные фильмы. Если направить на это 15% от суммы общей господдержки, можно будет сократить цену билетов на русские фильмы вдвое: от 200 рублей (средняя цена на билет сейчас) до 100.
Вообще же, в выступлении Толстикова чувствовалось, что он внимательно изучил мнения экспертов, высказанные по поводу рабочей концепции развития кинематографа, которую, по поручению Минкульта, подготовила компания Movie Research (ознакомиться с ней можно, в частности, на сайте Киносоюза).
Вслед за многими экспертами Толстиков говорил, что государству необходимо поддерживать культурно значимый кинематограф, поскольку только так можно сохранить культурный код нации. Финансовая и идеологическая составляющая очень важны, но все-таки не так, как культурная составляющая.
Именно позиция Толстикова и Сельянова (возможность прослушать выступления других участников совета журналистам не предоставили) дают-таки надежду, что российское кино в ближайшее время не превратиться в поток идеологических «агиток», разбавленный комедиями типа «Беременный» или «Тот еще Карлосон».

Источник