В рамках форума CSTB.PRO.MEDIA состоялась сессия «Оригинальный российский контент в современной реальности: пути развития», организаторами которой выступили Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и «Российская газета». В ходе беседы эксперты обсудили взаимодействие онлайн-платформ с государством, смену стратегии онлайн-кинотетров в создании оригинальных проектов, объединение на рынке видеоконтента, а также изменения условий кинопроизводства.

Джаник Файзиев, генеральный продюсер Оkko, отметил, что не нужно ориентироваться на западный контент и стремиться к одобрению со стороны зарубежных коллег, сейчас необходимо выработать новый внутренний критерий и мотивы для самореализации. По его словам, в последнее время особенно важным для производителей контента стала его актуальность: «Главное, что происходит – в переоценке того, что мы делаем, нужно ориентироваться на своего зрителя, понять, что актуально сейчас и будет востребовано через несколько лет».

Елена Лапина, исполнительный директор АНО «ИРИ», рассказала, какие проекты ждут в Институте развития интернета: «Никто не задумывался над тем, что такое образ будущего. Мы бы хотели, чтобы к нам приходили с такими проектами, которые хоть как-то начнут выстраивать это будущее». Она подчеркнула, что речь идет не о научной фантастике а о том, как люди видят будущее. Кроме того, по ее словам, интересен и контент на тему русского мира, который будет раскрывать его сущность и особенности. Необходимыми лентами являются и картины для возрастного сегмента 10–15 лет. По словам Елены Лапиной, сейчас у рынка нет такого контента.

«Я понял, что надо сначала разобраться в терминах и понять, что такое "актуально"», – считает Игорь Мишин, генеральный директор «МТС Медиа»/KION. Предмет интереса его компаний – частная жизнь человека и его ближайший круг общения. «Так или иначе наш контент можно назвать провокационным. Мы провоцируем людей на то, чтобы остановиться и посмотреть на ближний круг отношений, который прежде всего спасает каждого из нас в период личных кризисов или глобальных потрясений. Это модели «отец-сын», «мать-дочь» или «муж-жена». Кроме того, в проектах исследуют нестандартные ситуации и поведенческие девиации, которые разрушают человека или его окружающих.

Наталия Клибанова, главный продюсер, «Амедиа Продакшн», считает, что кинопроизводители создают «некую реальность, в которую люди могут бежать от своей жизни и почувствовать себя другим человеком, прожив чужую судьбу». Картины «Амедиа Продакшн» всегда ориентированы на человеческие ценности, которые сопровождают на протяжении всей жизни. Говоря о контенте «здесь и сейчас», который снимается на злободневные социальные темы, Наталия Клибанова отметила, что такие проекты могут потерять свою актуальность через несколько лет.

Макар Кожухов, заместитель генерального директора Premier, считает, что самое главное – не стать «вториджиналс». Он поддержал мысль, что снимать лучше всего про людей и их общечеловеческие проблемы, а не про актуальные события. «Если мы возьмем актуальную тему и начнем делать проект, то выпустим его через полтора года. Скорее всего, к этому моменту он попадет в категорию, которую мы называем "вториджиналс"», – сказал он.

Телеканалы нуждаются в разнообразии контента, рассказала Лили Шерозия, директор телеканала ТВ-3: «Мы долго приучали зрителей смотреть иностранные сериалы в прайм-тайм. У нас для них есть аудитория. Нам нравится, когда есть 13 сезонов по 16 серий. Но Голливуд перешел в восьмисерийный формат. Приучать зрителя смотреть что-то всего две недели, чтобы потом начинать новую рекламную кампанию, – не наш подход». Поэтому было принято решение ввести в сетку вещания драмы дорамы – корейские картины. И эта тактика себя оправдала: «Для нас стало откровением огромное количество потрясающе снятых корейских сериалов с мифическими и фольклорными персонажами. Мы повернулись лицом к Корее, когда поняли, что Корея становится новым мировым форматом». Не исключается возможность и введения индийских сериалов.

Говоря о сложном положении кинотеатров, Джаник Файзиев отметил, что его личные прогнозы не самые радужные: «Я боюсь, что нам не спасти кинотеатральный прокат, и он будет жить в стагнации при государственной поддержке». По его мнению, идея выпуска сериалов в кино – невозможная задача в контексте переформатирования многосерийного фильма в двухчасовую художественную ленту.

Об этом опыте рассказал Игорь Мишин. В апреле в кинотеатре «Октябрь» прошел показ двух финальных эпизодов оригинального сериала KION «Обоюдное согласие». Он отметил, что показывать в кинотеатрах нужно последние эпизоды, потому что именно они создают резонанс: «Первые серии не рождают дискуссию, любой фильм или сериал – ради финала. Мы хотим повторить этот опыт. Также мы хотим выкладывать обсуждение темы сериала. Это опыт, который интерес и нам, и зрителям».

Чтобы грамотно осваивать пребывающую в киноиндустрию государственную поддержку, нужно больше кадров, считает Игорь Мишин. По его словам, эффект помощи будет ощутим только через несколько лет. «Для того чтобы осваивать прибывание деньги в индустрию, нужно больше профессионалов. Первый год и, может, даже второй изменений не произойдет. В 2022 и 2023 году мы будем проживать перестройку рынка, которая должна будет привести к привлечению в профессию новых людей. Реальный эффект от этого мы увидим не раньше 2024 года», – заключил он.