Илона Егиазарова, обозреватель Вокруг ТВ — информационного партнера IX Премии АПКиТ — накануне мероприятия дает свои прогнозы, кто станет лауреатами: «Времена сейчас, конечно, труднопрогнозируемые, но мы по традиции рискнем сделать ставки на победителей». Напомним, что торжественная церемония вручения профессиональных призов в области кино и телевидения состоится уже сегодня, 26 марта. Продюсеры объявят победителей в студии Пятого канала, откуда будет идти трансляция на его официальный сайт и в онлайн-кинотеатр МТС ТВ.
Коронавирус мешал весь минувший год производителям, съемки приостанавливались, графики рушились, но все, что не убивает, делает нас профессиональнее. Многие творческие команды пытались лепить контент даже сидя дома — жанр скринлайфа колосился во весь рост. И большое спасибо АПКиТ за то, что эти проекты практически не попали в номинации. Ибо пандемия пандемией, а качества никто не отменял: не следует ни привыкать к доморощенному, ни поощрять.
Основная интрига нынешней Премии Ассоциации продюсеров — противоборство двух проектов — «Перевала Дятлова» и «Чик». Качественные, в чем-то новаторские, эти сериалы вызвали бурные обсуждения в профессиональных и зрительских кругах. Помнится, в традиционном рейтинге телекритков, публикуемом в конце декабря, по совокупности баллов первое место занял «Перевал Дятлова», второе — «Чики», третье — «Псих». Лично для меня «Псих» — самое выстроенное и самое художественное высказывание года, и жаль, что сериал Федора Бондарчука попал лишь в две номинации премии АПКиТ (мужская роль и женская второго плана). Постараюсь предположить, какие конкретно призы достанутся двум оставшимся фаворитам. Впрочем, обо всем по порядку.
В номинации «Лучший мини-сериал (1-4 серии)», в которой представлены «Дельфин» (НТВ), «Диверсант. Крым» (Первый канал) и «Мертвые души» (IVI), голосую за третий проект. Понятно, что «Диверсант. Крым», снятый к 75-летию Победы, рассказывающий о героической обороне Севастополя и имеющий в названии будоражащее слово «Крым», можно было бы наградить «по идеологическим мотивам». Но Премия АПКиТ отличается похвальной «свободой взглядов» и желанием плыть против очевидного. К тому же, те же самые «идеологические мотивы», но в гораздо более креативной, если не сказать хулиганской, форме проработаны Григорием Константинопольским в «Мертвых душах». Отвязный разговор о самом для России понятном, злободневном и насущном — коррупции, адская смесь гоголевского текста с современными реалиями (и ведь мало что изменилось!), блестящий актерский состав, сюжетные перевертыши — такие эксперименты, на мой взгляд, следует поощрять.
В номинации «Лучший сериал (5-24 серии)» схлестнулись три очень крепкие работы — «Перевал Дятлова» (ТНТ), «Триггер» (Первый канал), «Чики» (more.tv). У каждого проекта свои достоинства и недостатки. «Чики» при всей их яркости, мощности актерских работах, модном феминизме несет несколько весьма спорных месседжей. Мир не состоит из одних только сильных женщин и мужчин-абьюзеров или слабаков, он гораздо многоцветней и разнообразней, а посему голосую за «Перевал Дятлова», который, конечно не вполне совладал с собственной же сложной структурой, но представил куда более глубокомысленное высказывание о нашей ментальности, мифическом сознании и в конце концов нашей истории, в том числе истории кино.
В номинации «Лучший сериал (более 24 серий)» представлены «257 причин, чтобы жить» (START), «Невский. Тень архитектора» (НТВ), «След» (Пятый канал). И для меня выбор фаворита очевиден. Сериал, позволивший себе в комедийном ключе говорить об онкологии, способный шутить о выпавших после химиотерапии волосах и выпавших из твоей жизни друзьях, родственниках и работодателях, сериал, мотивирующий на поиски смысла и вкуса жизни, обладает мощным терапевтическим эффектом. Когда-то режиссер Владимир Хотиненко сказал гениальную фразу: «Функция кино — утешать». С этой задачей «257 причин, чтобы жить» справляется вполне. И важное дополнение: проект отмечен международным фестивалем Canneseries. А компания Sony Pictures Entertainment приобрела его для показа на своих каналах в Германии и Нидерландах. Впечатляющие высоты, не правда ли?
В номинации «Лучший комедийный сериал» собралась не самая сильная тройка. «Беспринципных» («КиноПоиск HD») Романа Волобуева, экранизировавшего произведения Цыпкина, не критиковал только ленивый — за вторичность, стойкий интерес к узкой прослойке людей, представленных исключительно прожигателями жизни. Поэтому разделю свои симпатии между «Последним министром» («КиноПоиск HD») тоже Романа Волобуева и «СидЯдома» (PREMIER) Ольги Френкель. Последний проект, на мой взгляд, является самым нестыдным освоением жанра скринлайф. А «Последний министр» и вовсе мог бы обрести славу «Домашнего ареста», если бы не оказался таким растянутым. В проекте замечательные актерские работы, а первая серия — просто блеск, жаль создателям не хватило драйва на всю дистанцию, и все-таки отрадно, что сериал продлен на второй сезон.
В номинации «Лучшая сценарная работа» конкурируют достойные противники — «Зулейха открывает глаза» («Россия 1»), «Перевал Дятлова» (ТНТ), «Триггер» (Первый канал). В каждом из представленных проектов сценаристам пришлось преодолевать серьезные трудности: показать историю страны на примере судьбы маленькой татарской женщины; рассказать о самом загадочном происшествии, совершить экскурс в разные времена и выявить логику в алогичном; разобрать по винтикам мотивацию простых и сложных человеческих поступков… И все же только в основе одного сериала лежит по-настоящему большая литература: Гузель Яхина переводила свою книгу «Зулейха открывает глаза» на киноязык, и ей это удалось. История раскулачивания, голода 30-х, ссылок в лагеря «триггернула» многих зрителей. Кто-то, правда, посчитал себя оскорбленным, задетым, но равнодушных не было, а это главное.
Интересная схватка нас ожидает в номинации «Лучшая режиссерская работа». Здесь представлены четыре сериала — весьма добротная «Игра на выживание» (ТНТ) Карена Оганесяна, похоже, задавшая тренд на фильмы о молодых ребятах, осмелившихся спорить с силами природы; симпатичный «Казанова» (Первый канал) Кирилла Белевича, погрузивший зрителя в прекрасное советское ретро и хитроумные авантюры брачного афериста; «Перевал Дятлова», в котором впервые в режиссерском кресле дебютировали продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов, что само по себе — событие, они снимали лишь часть серий, другую — Павел Костомаров и Степан Гордеев; и «Чики»(MORE.TV). Мой голос — в пользу Эдуарда Оганесяна, создавшего совершенно сумасшедший, витальный, красочный мир, состоящий из кухонных клеенок ехидных расцветок, полей кукурузы и подсолнуха, убитых хибар, придорожных шашлычных — мир «Чик», который дышит, источает запахи и звуки.
По поводу «Лучшей оригинальной музыки к сериалу» тоже нет сомнений. «Дай им, Боженька, дай немножечко!» Сурена Томасяна и Ивана Дорна — эта рэп-молитва юродивого делает половину успеха «Чик» и выигрывает у саундтрека «Магомаева» (мы же не о песнях легендарного певца тут говорим?) и «Перевала Дятлова».
Думаю, что и в номинации «Лучшая операторская работа» награда достанется «Чикам», а именно операторам Юрию Никогосову и Михаилу Дементьеву, создавшим плотное, объемное, залитое солнцем полотно. Но справедливости ради: операторам «Перевала Дятлова» тоже весьма непросто было снимать обилие снега в условиях его отсутствия. Третий номинант в этой категории — «Триггер», и он явно уступает своим соперникам.
В номинации «Лучшая работа художника-постановщика» традиционно побеждают люди, делавшие масштабные исторические проекты. Наверное, победа «Грозного» была бы очевидна, но мне хочется, чтобы члены жюри отметили «Казанову». В каждой серии был представлен город Советского Союза — Тбилиси, Ереван, и на уровне деталей все было проработано так вкусно, что телефильм казался туристической открыткой, хотелось все бросить и ехать «на юга». Третий номинант в этой категории — «Перевал Дятлова», и тут тоже заметна скрупулезная работа специалистов, трудившихся над воссозданием сразу нескольких эпох.
В номинациях «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа художника по гриму» представлены «Грозный», «Зулейха открывает глаза», «Перевал Дятлова». Здесь можно смело награждать каждого из номинантов, наверное, любое решение будет справедливым. Но поделюсь личным зрительским ощущением. Мне безумно нравится кадр из «Зулейхи», в котором героиня Чулпан Хаматовой, только что родившая ребенка, держит его на руках, покрыв голову красным платком — Мадонна Рафаэля не иначе — одухотворенная, нежная, трогательная, символ вечной женственности. Но, с другой стороны, никакой грим не убедил меня в том, что Хаматовой в начале сериала 16… А вот лица участников похода «Перевала Дятлова» заставили вспомнить о звездах советского кино — Урбанском, Прохоренко — настолько они были нездешними и несегодняшними.
В номинации «Лучший актер сериала» представлена очень мощная четверка: Антон Хабаров («Казанова»), Константин Богомолов («Псих»), Максим Матвеев («Триггер»), Петр Федоров («Перевал Дятлова»). Почти каждый раскрыл в этих проектах себя с неожиданной, новой стороны, примерил не вполне комфортные маски. Убеждена, роль в «Триггере» для Максима Матвеева — пока лучшая в карьере. Не подозревала в нем такой легкости и остроты реакции. Антон Хабаров продемонстрировал в «Казанове» удивительную способность мимикрировать и перевоплощаться на ходу — в рыночного торговца, военного, ботаника. Но вот сыграть тихое и страшное безумие, как мне кажется, сложнее всего, поэтому отдаю свой голос Константину Богомолову.
Более легкий выбор ожидает нас в категории «Лучшая актриса сериала». Представлены чудесные Варвара Шмыкова («Чики»), Елена Лядова («Псих»), Ирина Горбачева («Чики»), Чулпан Хаматова («Зулейха открывает глаза»). И все же открытием года стала Варвара Шмыкова. Обладающая животной органикой, настоящестью, актриса «мордюковского» темперамента, влюбила в себя и поклонников, и критиков «Чик». Не терпится увидеть Варвару в другом, новом мощном телематериале.
Лучшим актером второго плана для меня стал Тимофей Трибунцев («Мертвые души»), лихо адаптировавший гоголевского Ноздрева под казацкого атамана. Кажется, для этого актера нет неосуществимых задач, он может все, и такой уровень профессионализма надо отмечать. Его соперниками в номинации стали Антон Лапенко («Чики»), у которого еще все впереди, и Виталий Кищенко («Чики»), который создает привычный для себя образ мерзавца.
В номинации «Лучшая актриса второго плана» солирует, на мой взгляд, Роза Хайруллина («Псих»). Сыграть маму психа, странноватую, эгоцентричную преподавательницу сексологии, конечно, можно, но вот лечь на больничную койку к сыну и вдруг сделать абсолютно одинаковое с ним лицо — это мастерство. До сих пор этот кадр в памяти — мурашки по коже. Рада за «болдинскую осень» Татьяны Догилевой («Обычная женщина — 2»), которая отважно осваивает отечественные сериалы, но не могу не заметить, что режиссеры, увы, видят ее в одном амплуа — язвительной тещи или свекрови. Большая актриса достойна разнообразия. Третьей претенденткой в номинации стала Юлия Пересильд («Зулейха открывает глаза»), которая традиционно профессиональна и необыкновенно отважна.
Несмотря на пандемические времена, зрителю повезло в этом году и с полнометражными художественными фильмами. «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, рассказывающие о расстреле демонстрации в Новочеркасске, с удивительно тонкой актерской работой Юлии Высоцкой — мощное кино, за которым совсем не угадывается возраст режиссера. Эффектный «Огонь» Алексея Нужного собрал, кажется, самых любимых на сегодня актеров-мужчин. Но наши сердца разрезали на куски «Серебряные коньки» Михаила Локшина. При всей своей вторичности, приторности, при всех референсах, фильм получился абсолютно зрительским. В конце концов отечественному кинематографу давно был нужен свой «Титаник». Похоже, он родился и ему положена награда — за волшебство, сказку, красоту.
Автор текста: Илона Егиазарова, обозреватель Вокруг ТВ