На финишной прямой подготовки церемонии вручения IX Премии АПКиТ мы попросили светского фотографа Геннадия Авраменко рассказать, как правильно себя вести на дорожке, чтобы хорошо получиться на снимках. Блиц-интервью в формате мастер-класса по работе на камеру для приглашенных. Самый ТОПовый его совет: слушайте, что вам говорит фотограф, так как сегодня он – ваш режиссер!
Фото на «красной дорожке»: как лучше по ней идти гостю мероприятия, чтобы снимки вышли удачными?
Г.А.: Во-первых, по дорожке, действительно, лучше идти – не бежать и «не ползти». Бывает, что некоторые гости, оказавшись в центре внимания, теряются, забывают о том, как готовились, как три часа сидели в салоне красоты и еще час на макияже... Они просто начинают... бежать. Фотографы кричат: «Пожалуйста, посмотрите сюда!», а человек, иногда даже неожиданно для самого себя, раз и оказывается в конце дорожки, а вернуться обратно ему уже неловко. Идти нужно медленно, с достоинством. Это ваши три минуты славы, проживите их на всю катушку! Смело останавливайтесь, не игнорируйте фотографов: поверьте, они почти всегда настроены к вам дружелюбно.
Улыбка – беспроигрышный вариант. Если кто-то просит вас махнуть рукой, сделайте это. Если уместно – покажите «козу» или язык, как Шарлиз Терон на ММКФ, или попросите на минуточку камеру у фотографа, как Федор Бондарчук на «ТЭФИ»; подпрыгните, как Владимир Мишуков на «Кинотавре»; поправьте бабочку, потрогайте шляпку, проявите инициативу и ваши кадры будут в самом начале репортажей. Вообще будьте доброжелательны, и вы понравитесь себе и своим родственникам на фотографиях!
Фото у пресс-волла: а здесь есть какие-то универсальные советы?
Г.А.: Помимо уже сказанного, могу посоветовать не вставать к камере боком. Очень часто люди позируют вполоборота к объективу. В этом случае линия фигуры, да и вся поза, выглядят довольно нелепо. Рецепт прост: следует повернуться к фотографу, выпрямиться, не сутулиться, посмотреть четко в объектив – взгляд не должен «бегать». Стоит выдержать эти несколько щелчков затвора: ведь это не так уж утомительно.
Важный нюанс: необходимо смотреть в объектив именно того фотографа, который вас снимает. Иначе получится так, что на снимках вы будете смотреть куда угодно, только не в этот объектив и вид при этом будет не загадочный, как у прекрасной Ренаты Литвиновой, у которой это часть образа. При групповой съемке важно, чтобы все смотрели в одну камеру. Фотографии, где все смотрят прямо в объектив, а один в айфон своего друга слева, выглядят странно, а уж если, как это часто бывает, кто-то начинает развлекать окружающих беседой и половина группы поворачивается на него смотреть, то всё, пиши - пропало. Групповые фотографии - это обычно самая боль для человека с камерой, пожалейте его.
Вы подсказываете как встать в кадре или лучше, чтобы человек сам знал свои выигрышные ракурсы?
Г.А.: Как правило, человек сам знает, как он выглядит лучше, или быстро учится. У многих актеров и, особенно, актрис есть, так называемая, рабочая сторона лица и, в идеале, ракурс. Вот, например, Ирина Гринева: у нее рабочая сторона лица левая, а наилучший ракурс для съемки – снизу, так что фотографы, завидев актрису, уже заранее чуть ли не ложатся на пол, а Ирина принимает годами отработанную позу.
Если предстоит выход, но вы не уверены в себе, постойте дома перед зеркалом и порепетируйте: посмотрите на себя, представьте, как смотрите в объектив. Можете даже нарисовать его на зеркале где-то на уровне груди. Попробуйте поулыбаться, покрасоваться, повертеться. Положить руки себе на пояс или убрать их в карманы. Выставить ногу вперед или ноги скрестить. Что касается подсказок на дорожке, то почему бы и нет? «Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь, отвернитесь, чуть ниже подбородок, пожалуйста! Всего вам доброго, спасибо, до свидания, приходите ещё».
К фотосессиям в рамках культурного светского события нужно как-то по-особому заранее готовиться? Или это больше задача фотографа — удачно поймать момент для кадра?
Г.А.: Это все-таки обоюдная задача. Фотограф работает в предлагаемых ему обстоятельствах: он не может побежать за гостем, переснять, если ему не понравился кадр. При этом и у гостей есть всего несколько секунд, чтобы попозировать. Если человек не хочет сниматься, то и фотографий не будет.
Некоторые популярные медийные персоны не любят фотографироваться и тем более позировать, но при этом всё равно идут на дорожку. Фотографы с пониманием относятся к этому, хотя лучше уж игнорировать выход совсем, чем стоять на баннере с выражением физической боли на лице. В результате получаются ужасные кадры, и выхода из этой ситуации нет никакого. Но вот, например Алексей Серебряков, которому фотографирование, а уж тем более позирование, причиняет неподдельные страдания, предпочитает проникать огородами сразу в зал, это честно и понятно.
Залог хорошей фотографии: яркая внешность или яркий наряд?
Г.А.: И то, и другое! Считается, что блондинки на красных дорожках выглядят более фотогенично. Однако брюнеткам не стоит отчаиваться: они получаются не хуже. Главное – образ. Нет ничего скучнее человека в серой, повседневной одежде, вы удивитесь, но и такие встречаются на торжественных мероприятиях, ведь объявленный дресс-код не гарантия его исполнения. Если уж церемония торжественная, еще и с трансляцией, то надо как следует нарядиться. У мужчины – хорошо сидящий костюм, галстук-бабочка, чистые ботинки. У дамы – эффектное платье, желательно не красное, чтобы не сливаться с дорожкой. Хотя бывает, что и красное на красном выглядит выигрышно. На одной из церемоний «Золотого Орла» очень эффектно вышла Юлия Пересильд, в красном платье, на красной дорожке с красным баннером The Hollywood Reporter Russia. Вообще, чем ярче одежда, тем насыщеннее снимок, хотя многое также зависит и от фона.
Многие звезды сотрудничают с ювелирными брендами, дизайнерами одежды, магазинами. Как часто Вас просят сделать фотографию рекламного характера? И как вы реагируете на подобные просьбы?
Г.А.: Спокойно и с удовольствием. Мне нетрудно так скомпоновать кадр, чтобы подчеркнуть стройность фигуры в красивом платье, сделать акцент на украшении на шее или заметить туфли, а модели, которым доверяют рекламировать бренды наиболее дисциплинированны и фотогеничны, с ними работать удобно и легко… Как пример: амбассадор Bvlgari Светлана Ходченкова – образец фотогеничности, профессионализма и артистизма.
Банкетные снимки: можно ли гостям спокойно отдыхать или нужно помнить, что в зале работает фотограф?
Г.А.: В современных условиях гости в зале могут совершенно не волноваться, если между столами ходит фотограф. Аккредитованный пресс-службой мероприятия специалист не станет делать компрометирующих кадров. Публика может пить и даже есть сколько угодно. Тем более, что фотографии с алкоголем, насколько я помню, по законодательству недопустимы к печати: они никогда не попадут в подборку, за исключением рекламных съемок для алкогольного спонсора. Если кому-то и нужны компрометирующие фотографии, то это только желтой прессе, которая уже практически умерла. Но на крупных мероприятиях масштаба Премии АПКиТ их корреспондентов не увидеть.
Ну и стоит помнить – угол обзора объективов разный. Человеку может показаться, что фотографируют его, а, на самом деле, снимают абсолютно другого гостя через три столика. Так что, завидев камеру, не стоит бурно реагировать и проявлять возмущение, вряд ли человек с фотоаппаратом желает вам зла. Если ваше поведение вышло за рамки и вы не готовы стать звездой ютьюба, то стоит опасаться скорее окружающих с телефонами.
Что требуется от организаторов мероприятия для того, чтобы фотогалерея по итогам события была качественной? Опишите идеальную фотозону.
Г.А.: Идеальная фотозона – это красная ковровая дорожка, шириной не менее 2,5 метров. Если там есть баннер, то он должен быть матовым, желательно не черным и не белым. Как ни странно, цвета российского флага лучше всего сочетаются на пресс-волле. Фотографы должны быть отделены от видеооператоров, потому что, как правило, если эти группы людей стоят вперемешку, то сильно мешают друг другу. Операторы со штативами занимают больше места и времени: корреспонденты порой берут такие долгие интервью, что из них можно смонтировать отдельную передачу, а микрофоны звукооператоров не лучшим образом отражаются на картинке. Лучше всего, когда гость проходит сквозь фотографов, а уже потом рассказывает истории из жизни.
Пресс-волл также должен быть подсвечен, несмотря на наличие у фотографов вспышек. Кромешной тьмы на площадке быть не может - все должно быть ярко. Конечно, нужен распорядитель, регулирующий поток гостей, иначе дорожка «ломается». Иногда люди начинают делать селфи, и именно распорядитель имеет право попросить их не задерживаться, а идти дальше. Кстати, селфи уже пару лет запрещены на каннской дорожке. Распорядитель может и подсказать имя гостя, широко известного лишь в узких кругах. «Дмитрий Хрусталёв, телеведущий!». Это предотвращает неловкие ситуации, когда фотографы громким шепотом спрашивают друг у друга: «А кто это?» и гость становится пурпурного цвета.
IX Премия АПКиТ состоится в сдвоенном формате: продюсеры будут находиться в студии Пятого канала, чтобы объявлять имена лауреатов, а номинанты и гости выходить в прямой эфир из разных точек страны, а, возможно, и мира. Как хорошо выглядеть во время онлайн-трансляции? Что можете посоветовать учесть с технической и эстетической точек зрения?
Г.А.: Подозреваю, что актрисы, участвующие в трансляции, уже имеют дома набор начинающего или опытного блогера – штатив с лампой. Не думаю, что могут возникнуть проблемы с обустройством домашней студии, где они смогут ходить в лучах своего импровизированного софита. С технической точки зрения могу посоветовать не ставить свет снизу.
Геннадий, на «красных дорожках» вы всегда работаете в костюме и при бабочке. Как вы сами относитесь к дресс-коду?
Г.А.: На самом деле, к дресс-коду я отношусь положительно и стараюсь хорошо выглядеть на всех мероприятиях. Это не обязательно костюм. Костюм предполагают такие рауты, как Премия АПКиТ, ММКФ, балы, иногда премьерные показы. Фотограф является важной составляющей мероприятия и должен выглядеть надлежащим образом, да и без соблюдения соответствующего дресс-кода на многие мероприятия просто не пустят. Костюм отлично дисциплинирует и тебя, и объект съёмки, и помогает вести себя сдержаннее, даже следить за своей речью. Удивительное дело, но он работает как регулятор, я бы сказал, расхлябанности. В то же время, если фотограф работает, например, на премьере мультфильма, то в костюме он будет выглядеть нелепо. В таких случаях выручает стиль casual, но он должен быть опрятным: даже летом никаких шорт – только джинсы. Работать в костюме жутко неудобно, лично я, как хиппи, отлично себя чувствую лишь в джинсах-клёш и просторной непальской рубахе.
Сколько фотографий вы успеваете сделать за мероприятие? И сколько из них попадают в фотогалерею?
Г.А.: Все зависит от количества гостей: если это работа только на «ковровой дорожке», то в среднем с мероприятия получается около 1500 фотографий, если прибавить церемонию, то выходит еще где-то 1000 кадров. Все это долгий и кропотливый труд: эти условные 2-2,5 тысячи фотографий нужно сначала отснять, потом из них отобрать около 500, где люди выглядят прилично. Затем уже усилием воли оставить 150-200 идеальных снимков, каждый из которых еще предстоит обработать по цветам, теням, контрасту… Но фотографы люди с железными нервами и сильные духом. А какими еще должны быть люди, способные испортить человека одним движением пальца?
Геннадий Авраменко
В настоящий момент работает камерой Canon EOS R5.
Авторы фото:
Алексей Молчановский – Геннадий Авраменко с Оксаной Акиньшиной
Денис Макаренко – Геннадий Авраменко с Викторией Исаковой
Анатолий ЖдановЪ – Геннадий Авраменко в центре внимания.